г. Курган
(3522) 46-66-06

Новости

Эта сказка хороша, начинай с начала

«Занавес поднялся, и представление началось. Ромео играл тучный пожилой мужчина с наведенными жженой пробкой бровями и хриплым трагическим голосом. Фигурой он напоминал пивной бочонок. Меркуцио был немногим лучше. Но Джульетта! Первый раз в жизни я видел такую дивную красоту!»
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Вот уже несколько веков «Превосходно сочинённая трагедия о Ромео и Джульетте» (The most Excelent and Lamentable Tragedie of Romeo and Juliet) не сходит с театральных подмостков. Этот легендарный сюжет стал благодатной почвой для композиторов, режиссеров, художников, драматургов и хореографов, в разные времена по-разному преподносивших зрителям историю смертной-бессмертной любви. Бывало, что в Ромео и Джульетте стремились найти идеальную сущность, не созданную для нашего мира, в другое время их видели справедливыми жертвами собственных страстей. Но кем бы ни были эти молодые люди на самом деле, о них говорят и поют, начиная аж с 1595 года, и чаще всего – весьма правдиво и трогательно.

Так, например, в 1938 году в чешском городе Брно состоялась мировая премьера одноименного четырехчастного балета по пьесе Шекспира. Драматическую основу и музыку к действию сочинил Сергей Прокофьев еще в 1935-ом, но первая редакция сценария, предполагавшая неканоничный счастливый конец, не нашла понимания в Советском Союзе. Зато более традиционная постановка, воплощенная на сцене Кировского театра хореографом Леонидом Лавровским и художником Петром Вильямсом, сразу стала отечественной и мировой классикой. Критики не поскупились на похвалы в ее адрес, называя произведение «безусловным шедевром хореодрамы» и отмечая «глубинную проработку характеров персонажей».

Одно из самых известных и (относительно) современных классических прочтений трагедии принадлежит режиссеру Франко Дзеффирелли. Его фильм «Ромео и Джульетта» 1968 года вышел с сохранением авторского текста за исключением некоторых монологов и небольших сцен. Это был кинематографический дебют 17-летней Оливии Хасси и 18-летнего Леонарда Уайтинга, которые стали первыми исполнителями главных ролей, близкими по возрасту к персонажам оригинальной пьесы. В советский прокат фильм вышел в 1972 году, получив титул «лучшей зарубежной ленты» от журнала «Советский экран».

Самым популярным мюзиклом, посвященным юным влюбленным, стала оригинальная французская постановка Roméo et Juliette – de la Haine à l'Amour, впервые представленная на суд зрителей 19 января 2001 года. За время исполнения мюзикла вживую действие увидели более миллиона человек, а количество проданных аудиодисков с такими волшебными композициями, как Aimer, Les Rois Du Monde или Avoir Un Fille превысило 3,5 млн экземпляров. Автор мюзикла – французский композитор Жерар Пресгурвик – известен также созданием постановки «Унесённые ветром».

Самой печальной повестью на свете открыл сезон и Курганский областной драматический театр. Автору новейшей постановки – главному режиссеру Государственного русского драматического театра в городе Стерлитамаке Людмиле Исмайловой – удалось заинтересовать зрителя оригинальной сценографией и сочетанием стилизованных под эпоху 400-летней давности костюмов с динамичной и открытой к импровизации атмосферой. Несмотря на историческую достоверность, которую стремились передать авторы, спектакль получился весьма современным. По мнению режиссера, все дело – в природе чувства. «Наш спектакль – о сегодняшней жизни, о современных подростках, их взаимоотношениях, и мы постарались его сделать максимально динамичным и эмоциональным», – говорит она.

Использованы фотографии с сайтов: darim.info, svoboda.org, fanpop.com, foto.rg.ru; и иллюстрация Саввы Бродского к трагедии "Ромео и Джульетта"

30.09.2014