г. Курган
(3522) 46-66-06

Концепция чистого звука

20.02.2013
Концепция чистого звука

Ремонт в квартире? Потолки, стены, пол, коммуникации, акустическая система... Да-да, не удивляйтесь! 

ТЕКСТ: Анастасия Мазеина

Специалисты говорят: «Про акустическую систему либо думайте сразу, еще на этапе планирования будущего ремонта, либо лучше забудьте». Но почему?! Об этом и многом другом мы поговорим с техническим директором салона аудио– и видеорешений Николаем Ермаковым.

– Если вы хотите, чтобы просмотр фильма или прослушивание музыки доставляли истинное наслаждение, тщательно продумывайте все до мелочей еще на стадии ремонта: и место расположения акустики, и ее монтаж, включая проведение скрытой разводки для всех без исключения кабелей. Конечно, кто-то может сказать, что это заявление слишком категорично, и в готовом, отремонтированном помещении, можно установить акустическую систему. Но это будет компромиссный вариант, – уверен Николай Ермаков. – Он потребует больших финансовых вложений, физических сил, неблагоприятно отразится на интерьере вашей квартиры, даже если минимизировать вмешательство и спрятать все провода в каналы, коробки, плинтусы... Да и сам результат – качественный и полномасштабный звук – может оказаться далеким от совершенства.

И как же быть? Ведь для грамотного планирования аудиопространства явно недостаточно интуиции и чувства прекрасного, необходимы знания и опыт...

– Пригласите специалиста, и все технические нюансы будут жить в другом измерении, не беспокоя вас. Он появится на объекте, оценит параметры помещения, предложит варианты размещения акустики, вы вместе определите класс предполагаемой системы, это очень важно. Вы можете даже не представлять, какой модели отдадите свое предпочтение, но должны быть уверены в сумме, которую намерены потратить. От этого, к примеру, зависит выбор кабеля соответствующего качества. Предположим, ваш комплект стоит 10 тыс. руб., кабель для его подключения – 30 руб./м, если мы этот же кабель используем для системы в 100 тыс. руб., то частично убьем звук и ожидаемого результата не получим. И таких моментов множество. 

– Расскажите, на что необходимо обращать внимание при выборе акустической системы.

– Во-первых, параметры помещения, где будет устанавливаться акустическая система или комплект многоканального звука для кинотеатра. Маленький кабинет либо огромная гостиная: в одном случае можно обойтись парой полочных колонок небольшого формата, в другом – необходимы напольные колоссы, соответствующие по мощности, звуковому давлению...

Во-вторых, класс акустики – сложность ее конструкции, внутренних элементов, изготовление корпуса, от этого будет зависеть реалистичность звуковой картины, раскладка по инструментам. Ведь кому-то достаточно громкого звука с хорошими низами, чтобы просто устроить дискотеку, а кому-то необходимо погрузиться в концерт классического исполнителя, атмосферу джазовых композиций…

В-третьих, внешний вид колонок. Существует направление дизайнерской акустики. Великолепно сконструированные, броско выглядящие модели имеют нестандартные покрытия – натуральное шпонирование, рояльный лак, в сочетании с удивительным качеством звука они подарят вашему дому собственный, неповторимый стиль и станут олицетворением вкуса владельца.

– Как определяется «класс акустики», от чего он зависит?

– От ценовой категории. Допустим, простейший вариант будет стоить до 10 тыс. руб. за две колонки, плюс усилитель – от 8 тыс. руб., в комплекте – примерно 20 тыс. руб. Но вы должны понимать, что от нижнего ценового сегмента априори не ожидается никаких тембральных и прочих чудес, считается вполне достаточным, когда акустика хотя бы в целом адекватно отображает общую канву записи, делает узнаваемыми голоса и инструменты. Класс выше, назовем его средним: от 15 тыс. руб. за пару колонок плюс ресивер стоимостью 15-20 тыс. руб., в комплекте – примерно 40 тыс. руб. Несомненное достоинство этой акустики – абсолютная уверенность в исполнении любых жанров, она не теряется перед сложным музыкальным материалом, открывает мир совершенно новых, глубоких переживаний, позволяет заново услышать и переоценить уже имеющиеся в коллекции записи. А если ко всему этому добавить особенности дизайнерского воплощения, то, естественно, будут необходимы дополнительные вложения.

– Ну а технические характеристики? Их же никто не отменял...

– Технические характеристики могут разниться у разных производителей. Зачастую бывает парадоксальная ситуация, когда самые бюджетные колонки по цифрам в паспорте превосходят дорогостоящие. Но фактически, подключая эти системы и сравнивая, мы видим обратное. Или наоборот, чисто физически характеристики одинаковые, а концептуально акустика звучит по-разному. Какие-то производители лучше настроены под сложные жанры – классика, джаз, какие-то лучше воспроизводят более динамичную музыку, такую как рок.

Конечно же, при подборе системы следует учитывать такие параметры, как мощность, частотный диапазон, чувствительность, но основным критерием должны стать прослушивание и его итоги. Я всегда рекомендую: приценитесь к двум-трем моделям, испытайте их своим любимым репертуаром. Не нужно обладать сверхчувствительностью и феноменальным музыкальным слухом, чтобы понять, справляются колонки с поставленной задачей или нет.

– На форумах часто встречается такой термин, как «прогрев» акустики. Что это? 

– На самом деле это просто приработка акустической системы. Выполняется она автоматически и в среднем занимает 200-250 часов. Но существует требование: не эксплуатировать систему на полную мощность в этот период, чтобы не вывести компоненты из строя. Соблюдайте его, и качество звучания аппаратуры будет улучшаться.

– Время все расставило по местам, и за годы конкуренции на рынке акустических систем определились свои лидеры… Назовете?

– Сложно выделить какую-то отдельную модель, но пользуется спросом, и вполне заслуженным, акустика DALI, Bowers&Wilkins, Heco. На мой взгляд, эти производители предлагают наиболее сбалансированные решения, когда и цена не зашкаливает, и звук отличный. К тому же эти системы можно смело отнести к дизайнерским.

– А какая акустика установлена у вас дома?

– Две полочных колонки. Ценовая категория — 25000 руб. за пару. Прекрасно справляются в комнате площадью 16 кв. м. Конечно, такая двухканальная система предназначена, прежде всего, для прослушивания музыки, но мы и фильмы так смотрим. Намного интереснее, чем просто звук телевизионных динамиков. В планах — сформировать систему многоканального звучания 5.1 или даже 7.1 для домашнего кинотеатра, чтобы иметь возможность погрузиться в самую гущу событий: диалоги, шум взлетающего самолета, взрывы... — все будет намного реалистичнее и объемнее.

– 3D для слуха?..

– Можно и так сказать. При правильном распределении «звуковых ролей» и грамотном подключении колонок слушатель получит полную иллюзию присутствия в киносюжете. Объясню: в схеме 5.1 звук распределяется по трем колонкам перед зрителем (левая, правая фронтальные и центральная) и двум тыловым — по бокам, чуть позади него; для низкочастотных звуков предназначена шестая колонка – сабвуфер. В схеме 7.1 дополнительно используются две колонки, устанавливаемые за спиной зрителя. При этом любую стереосистему (две колонки + усилитель) можно в дальнейшем интегрировать в многоканальный формат.

– Почему при столь широких возможностях современных акустических систем в кругу меломанов разных мастей все чаще слышишь слово «винил»? Люди получают удовольствие от прослушивания старых, поскрипывающих пластинок?

– Наоборот, именно благодаря возможностям современной техники и стало возможным возрождение винила. Все переиздается: «Битлы», «Пинк Флойд», «ЭйсиДиси», «Металлика». Много новых релизов. Современные артисты дублируют свои альбомы и на компакт-дисках, и на пластинках. При этом звучание последних намного теплее, мягче, реалистичнее. Но нужно учитывать, что формирование системы для прослушивания винила и стоимость самого материала по сравнению с CD дороже минимум в два раза. Поэтому необходимо настоящее желание слушать качественный звук.