Достичь просветления (по Сергею Галанину)
Сергей Галанин. Иронично, свободно, на дружеской ноте о том, как быть нормальным человеком.
Я с коллегами-журналистами сижу за столиком ресторана «Гранд-Хаус» и жду. В воздухе нервность. Музыканты привычно снуют по сцене, настраивают аппаратуру. Сергея пока не видно.
Как с этими знаменитостями общаться? Как себя держать? Легко ли они идут на контакт? Видят ли в журналисте врага? Это будет мой первый опыт общения со «звездой», и мой ответ на все вопросы - «не знаю». Сомнения терзали до момента, пока нас после полутора часов ожидания и бутылки вина не пригласили в гримерку группы «СерьГа».
Спасибо вам, Сергей, за юмор и открытость. Для первого в моей карьере серьезного интервью вы стали идеальной знаменитостью. Известных людей я больше не боюсь.
Можно сказать, что в жизни Сергея Галанина два долгосрочных, успешных проекта – группа «Серьга» и тридцатилетний брак с супругой Ольгой. В семье растут два сына, а с «Серьгой» Галанин выпустил тринадцать альбомов, последние из которых - «Природа, свобода и любовь» и «Детское сердце» - в 2011 году. Оставив в стороне личную жизнь, я решила узнать об источниках многолетнего творческого вдохновения Сергея Галанина.- В 2014 году группе «СерьГа» будет 20 лет. Сергей, за это время кто-нибудь в своей жизни изменил что-то благодаря вашему творчеству? Знаете такие примеры?
- Да, такие примеры есть. Известная история о песне «Дорога в ночь» (она посвящена памяти погибшего друга). Как-то парень на одном концерте мне признался, что однажды заснул за рулем, а радио работало. И когда началась эта песня, он проснулся, а уже съезжал в кювет. А так... надеюсь, мы просто кого-то заряжаем на творчество. Люди в основе своей с рождения открыты всему, а когда жизнь начинает их прессовать – покрываются скорлупой, какой-то безнадегой наполняются. Особенно мужчины. Вы в курсе, да, кто такие мужчины? Поплакаться в сисечку женщине - это любимое дело. Сейчас хороший фильм посмотрел с Сиенной Миллер: вот такая же история! Сидит мудила дома, бухает пиво. Она его люююбит, говорит: «Ходил на работу устраиваться?» - «Конечно ходил! Но ничего там не получается, не нужен я никому. Ну дай мне бабок! У тебя же там есть бабки в сумке! Я пойду сейчас в бар, там пообщаюсь с кем-то, может, найду новые связи». Она говорит: «В баре? Какие связи!» Это вот мужчины, по большей части, к со-жа-ле-ни-ю.
- Почему так?
- Не знаю. Изначально же Господь на женщину возложил гораздо больше ответственности, дал ей больше силы духа, мы же понимаем. Я обычно так еще говорю: мужчины-то откуда? Мужчины-то из земли! А женщина? Уже из плоти человеческой! Поэтому даже вот в этом смысле мы трухлявые, мы сыпимся. И я не исключение. Это борьба ежедневная. А бороться очень легко, потому что, когда ты смотришь по телевизору про людей, которые с детства инвалиды, надо сравнить себя и понять, что все наши мудовые рыдания вообще не стоят ничего. Не ориентироваться на Абрамовича, дай бог ему здоровья, он человек вроде такой... незлобный, повезло ему в жизни, но надо ориентироваться на тех, кому хуже, чем тебе. И всегда благодарить судьбу, каждый день. Миллионы людей живут хуже, чем ты, они не имеют радости, они не нашли себя, они всё в поиске тыркаются, занимаются нелюбимым делом. А от этого ведь сразу внутри, особенно у мужчин, все начинает ржаветь, рассыпаться.
- За годы существования группы наверняка случались какие-то творческие кризисы. Благодаря чему вы выходили из них?
- Вот я вам скажу так. Творческий кризис, на мой взгляд, отчасти надуман этой слабостью духа, о которой мы говорим. Иногда бывает: чет не пишется! «Чиж» сколько не выпускал пластинку? Много. У Гарика 8 лет был перерыв. «Воскресенье» ничего не выпускают. Но есть старые песни, мы же их играем в другом возрасте, в другом настроении - они вообще звучат по-другому. Это не то, что люди сели на свои ордена - песни немного изменяются. Так что вся эта тряхомудь - творческие кризисы – по-моему, такая херня... Иногда бывает, да... задумываешься: маловато гармонии и радости в жизни. Это вышибает почву из-под ног. В этот момент что надо сделать? Проветриться. Еще лучше - с детьми проветриться. Понятное дело - все для детей! Они нас и поддерживают, и как-то вдохновляют. Это та самая батарейка, о которой Бутусов пел («Наутилус Помпилиус» - «Эта музыка будет вечной» - прим.). Это - наша батарейка. Творчество творчеством. Нужно оно будет через десять лет, после того, как мы уйдем из жизни, со сцены? Неизвестно. Будем надеяться, что лет сколько-то оно проживет... А дети - это хоть какой-то смысл того, что происходит. Потому что иногда задумываешься... Куда мир движется? Так бывает обидно за все... В этом плане надо быть проще: делать свое дело, делать его честно, гнуть свою линию, и, как говорит Петр Николаич наш любимый Мамонов: «Занимайся собой, чисти свои Авгиевы конюшни, спаси себя - хватит с тебя». Очень важная вещь!
- Много времени уделяете друзьям?
- Стара-аюсь. Слава богу, друзья приходят на концерты, и бывает, так сказать, где-то там отдохнем. Очень важно, чтобы не было никакого вакуума - полноценный мир общения: семья, друзья, работа. Это для меня три точки опоры. Общение спасает и каким-то смыслом наполняет суету.
- Сергей, в своей группе вы тиран или демократ?
- Бывают моменты, когда попадает мне какая-то вожжа. Единственно хороший признак - я очень быстро отхожу и могу повиниться. Я не сволочь какая уж там беспробудная.
- За 20 лет состав группы менялся несколько раз. А вместе с ним менялось звучание?
- Конечно, каждый человек - это что-то уникальное. Как у Борис Борисыча (Гребенщикова - прим.): он мне позвонил, поздравил с днем рождения. Я ему говорю: «Борь, у тебя три концерта в Москве. Ты каждый раз будешь играть новую программу, что ли?» Он говорит: «Нет, Сереж. Это уже не «Аквариум». У меня хорошие приглашенные люди работают, но они не знают всего. Мы выучили очень правильную программу возим ее по стране и три дня будем играть ее, плюс-минус три песни». Все это говорит о чем? Каждый человек очень важен, ТЕХ людей уже нет. И дело даже не в том, чтобы выучить. А останется ли дух той песни? Кто его знает... Мы многие песни не играем, потому что я понимаю, они мне уже что-то неинтересны или я понимаю, мы в нашем сегодняшнем составе ее можем даже не потянуть. И поэтому она вот живет там, в записи в своей, и все, и бог с ней.
- Что касается творчества. Вы приносите вещь...
- Да, я дома сижу, на гитаре все придумываю, а потом с ребятами мы уже аранжируем.
- Как сильно ваша команда влияет на то, что получится в результате?
- Конечно влияет. Нас немного, всего четыре человека. У каждого свой плацдарм, свой участок баррикады на этом рок-н-ролльном фронте, поэтому каждый вносит свою лепту. Я могу даже прийти с темой гитарной, но как она будет сыграна, как будет звучать в настоящей обработке, электрической? Это все уже мы вместе доводим до ума. Иногда с песней происходит долгая история, не один год может длиться, прежде чем мы ее вообще запишем. Или бывает так: запишем и потом - раз - откладываем. И вот она лежит, не выходит никуда. Несколько песен сейчас лежат, я даже не знаю, выпускать их – не выпускать... Бывает такая ситуация...
- Сергей, у вас два альбома называются «Я такой, как все», «Нормальный человек». Вы сознательно открещиваетесь от статуса звезды?
- Смысл «Я такой, как все» здесь надо понимать так... В альбомах, если вы помните, есть хорошие дуэты с интересными людьми. Я вот немножко себя к ним примерил: то есть я такой, как все - все те, кто на этой пластинке. Не то чтобы надо сливаться с толпой, конечно нет. Мои творческие, хорошие друзья - люди, что со мной рядом, конечно, не такие, как все. Но здесь не надо выпендриваться. Те, с кем я общаюсь, слава богу, не выпендриваются. Они специально ничего не делают, чтобы быть не такими, как все. У них есть творческая работа над собой. Душа обязана трудиться, понимаете? А нормальный человек... Я считаю, что это нормально - заниматься своим делом. Неважно, какая у тебя степень популярности. Когда человек на своем месте - вот это нормально. Когда у человека внутри все нормально. Вокруг него все нормально.
Почти за десять лет до создания «СерьГи», в 1985-м, в культпросветучилище Липецка Галанин знакомится с Гариком Сукачевым и вскоре становится бас-гитаристом группы «Бригада С». Вместе они пишут песни, ездят на гастроли, собирают стадионы, но в 1989 году в тандеме происходит разлад. Сукачев обновляет состав «Бригады С», а Галанин и старые музыканты объединяются в «Бригадиров». Примирение Сергея и Гарика не заставило себя ждать, Галанин возвращается в «Бригаду», но ненадолго. В 1993-м с альбома «Собачий вальс» Галанин начинает сольную карьеру, а в 1994-м создает группу «СерьГа».
- Вы вообще, судя по разговору, очень в рок-тусовке дружите. На какой-то длительный проект готовы были бы пойти с кем-то из коллег по цеху или все-таки не может быть в группе двух лидеров и это чревато разрывом дружеских отношений?
- Мы можем с Гариком проехать по стране. Мы сейчас в Москве, в Питере сыграли. У нас в его большой программе был сет из «Бригады С», я выходил с басом. Т.е. мы можем по-дружески вспоминать то, что нас связывало. А специально что-то готовить... С одной стороны, у всех куча своих песен, своих дел. И всегда это с каким-то избытком, и, даже если нет ничего нового, столько написано старого, что дай бог еще куда-то поехать, в какие-то новые города. У нас настолько страна большая! Я понимаю, что в 80% городов страны не был. А что-то специально придумывать, как делают вот эти эстрадные ребята? Им надо все время, чтобы вокруг них, с...а, какая-нибудь новостная шумиха была, и всегда себе придумывают разную, так сказать, историю. Иногда получается ничего. Ну, например, есть люди цельные: когда делают Пресняков и Агутин дуэт, там, с одной стороны, понятное дело, некий пиар, но, с другой стороны, игра стоит свеч: в песне у каждого свое определенное лицо, место, и она хорошая. А в основном для чего все? Там не дуэты делают, надо просто какому-нибудь голубому мальчику с какой-нибудь приятной блондинкой придумать историю, что они влюблены. Это у нас сплошь и рядом. Посмотрите на эти пары, которые вот-вот поженятся, вот-вот-вот, и раз - расстались. А блондинка потом вышла за какого-нибудь бизнесмена. Им интересна вся эта круговерть вокруг них. А если мы что-то делаем, это все ну просто по кайфу. Чтобы люди слушали и радовались. Видите, как получилось: мы с Михеем записали (песня «Дети большого города» - прим.), а через полгода он умер. А знаете, как песня живет... Я рад, что мне пришло это в голову, встретился с ним, он не отказал, и как мы сделали здорово. И когда там, в интернете, поклонники Михея называют эту песню его, «какие сильные слова он написал», мне даже не обидно, что люди не знают, что это моя музыка, мои слова. Главное, песня живет и людям, может быть, даже помогает. Как минимум - нравится. Так что все ради этого.
- А какие планы на юбилей?
- Да просто проехаться, побольше проехаться. С хорошими концертами. По возможности где-то показаться с «Глобалисом», с оркестром.
- Эксперименты планируете какие-то?
- Самый главный эксперимент - вот с «Глобалисом». Сейчас мы выпускаем DVD. У нас там двадцать с лишним песен с оркестром. Знаете, как «Ангел» звучит?! Или «Кусочек неба»?! Это вообще круто!!! «Страна чудес» как звучит! А «Дорога в ночь», когда вот эти скрипки!..
О романе «Серьги» с симфоническим оркестром Галанин заявил довольно громко еще в 2011 году. Тогда на известнейшей концертной площадке страны - в «Крокус-Сити-Холле» - шумно, массово Сергей отметил свой «полтинник». 3 часа на сцене вместе с юбиляром и его командой выступали друзья-соратники (Сукачев, «Чайф», «Воскресение», А.Кутиков, Е.Маргулис, В.Самойлов, А.Ф.Скляр и другие) под аккомпанемент музыкантов «Глобалиса».
- Вы захотели сделать какой-то музыкальный эксперимент, поделились с окружающими, а они сказали: «Фу, не делай этого. Это - отстой». Вы бы рискнули?
- Рисковать надо. Добиваться надо своего. Здесь всегда нужно, конечно, бороться за каждую мелочь. В этом плане Гарик - борец с мелочами. Я - лентяй, я и боюсь слишком сильного отклонения от профессии. Вообще не интересуюсь кино. Могу там где-то сняться. Чуть-чуть. А так, чтобы как у Гарика (за плечами Сукачева три режиссерские работы - прим.), это какой-то другой настрой должен быть. Я подобных вещей опасаюсь. Не могу так сломать всю свою жизнь. А в музыке рисковать... Мы отчасти, некардинально конечно, но все-таки экспериментируем. Понимаете, можно большим экспериментом не привлечь никого нового, а оттолкнуть всех старых. Мне кажется, это очень опасно.
- Да-да, это тоже, это тоже важно. А потом, если ты себя нашел... Как акын старый, который сидит, на одной струне «дын, дын, дын». Молодой там что-то... (перебирает пальцами по воображаемой домбре - прим.). Я нашел свою ноту. Может, в этом-то и есть предназначение?
При подготовке интервью я многократно переслушивала диктофонную запись нашего разговора. И каждый раз она действовала на меня умиротворяюще. Семья-друзья-работа – разве это секрет? – чтобы чувствовать себя нормальным человеком. По Галанину, путь к просветлению гениально прост. ]]]