г. Курган
(3522) 46-66-06

Как по нотам. Судьба музыканта.

04.04.2014
Как по нотам. Судьба музыканта.

Тернистый путь: от инструмента к инструменту, от коллектива к коллективу... Жизнь Сергея Ашмарина похожа на импровизацию: сам не знаешь, какой звук попросится из души в следующий момент, но в этой непредсказуемости скрывается страсть.

ТЕКСТ: Анастасия Мазеина

Интернет-поток в своем многообразии для человека любопытствующего – настоящий кладезь. Я не могла не воспользоваться такой возможностью, чтобы узнать о герое предстоящего мне интервью чуть больше. Листаю фотографии, выложенные им вКонтакте: на одной сцене с Александром Юрпаловым, в обществе Вадима Байкова, в обнимку с легендарным рок-музыкантом Billy Sheehan, на мастер-классе виртуозного Richard Bona, в составе группы Che Francisco на фестивале «ЭММАУС»... То в народном костюме, то в классической белой рубашке, то в джинсах и кедах с отращенными до плеч волосами... Так кто же вы, Сергей Ашмарин? Давайте знакомиться!

ДОСЬЕ

В шесть лет Сергей принял самостоятельное решение связать свою жизнь с музыкой и записался в Кетовскую детскую музыкальную школу. Выбрал для себя скрипку, но в итоге учился на балалайке, о чем ни разу не пожалел. После школы поступил в музыкальное училище в лихие 90-е и был замечен в нескольких курганских коллективах («Зверь», «Револьвер», «ЗолоченыеДомаБезПерерыва» и пр.) с бас-гитарой в руках. Окончил учиться и сразу в армию. Отслужив срочную, остался по контракту играть в военном оркестре, не поверите, на ударных, в это же время преподавал в музыкальной школе №1 ударные инструменты, выступал в составе премьерной антрепризы областной филармонии (литавры). «Отбарабанил» три года, твердо понял: «совсем не мое» – и уже нестроевым шагом ушел на вольные хлеба. В августе 2001 года покинул родной город и вот уже 12 лет живет и работает в Москве, где, к слову, ему пришлось освоить еще один инструмент — гусли.

- Сергей, здравствуйте. Первым делом, конечно, хочется спросить, чем вы сейчас живете, в каких проектах участвуете. Но, боюсь, это несколько нарушит хронологию. Поэтому по порядку: как получилось, что вы уехали из Кургана, и почему именно в Москву?

- Здравствуйте, на самом деле, курганский этап моей жизни был достаточно интересным, насыщенным — вспоминаю всегда добрым словом. Но заниматься рок-музыкой в Кургане — это хобби, просто для себя, для души. Мало где можно заработать. А мне хотелось большего роста, развития, и исключительно в этом направлении. Собирался в Питер, но лидер и вокалист группы ЗДБП Алексей Степанчук переманил в Москву: «Приезжай, будем делать музыку, что-то возобновим, новое придумаем». Этого до сих пор не произошло, но, тем не менее, я ему благодарен.

- И какие перспективы открылись перед вами в столице?

- Буквально сразу после переезда я стал работать в государственном оркестре «Гусляры России» и работаю там до сих пор, играю на бас-гитаре. Причем, когда только пришел, мне поставили условие: «Осваивай гусли — тогда и возьмем». (Мне почему-то в жизни все время приходилось осваивать новые инструменты.) И вот я по самоучителю постигал азы. Оказалось, совершенно иная специфика, другое звукоизвлечение, чем на других струнных инструментах, довольно непривычно. Не скажу, что владею инструментом, за такой короткий срок не научишься, это годы и годы, но основа есть. Я даже несколько недель, прежде чем перейти на бас-гитару, играл на гуслях-альт.

- Познакомилась на сайте с репертуаром оркестра, была удивлена его разнообразием: помимо фольклорных программ - классика, произведения современных композиторов...

- Это стало возможным благодаря уникальному составу коллектива. Гусельная группа представлена всеми существующими видами инструмента: звончатые, альт, щипковые, клавишные, а также армянский канон, цимбалы. К тому же в оркестре используются гармоники, баяны, народные духовые, некоторые инструменты симфонического оркестра (медные и деревянные духовые, фортепиано) и эстрадного (бас-гитара, синтезатор, ударная установка). Сами гусли тоже совершенствуются, придуманы специальные машинки для перестройки в другую тональность, которые упрощают задачу, – можно играть практически что угодно.

 - Часто гастролируете?

- Регулярно. Коллектив гастролировал в Испании, Югославии и Италии (Сицилия). Открывал I-й фестиваль «Славянский базар» в Витебске. Гастролировал по Западной Европе с концертными программами «Царские колокола», «Русское рождество», «Вечер русского романса» и «Мелодии грез», выступал на центральных оперных и филармонических площадках Австрии, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Испании и Болгарии. Оркестр неоднократно участвовал в фестивалях в разных регионах России, выступали на фестивале «Кантеле» в Карелии, в качестве приглашённых гостей.

- Но, насколько я знаю, «Гусляры» – только часть вашего творческого пути.

- Да, параллельно в течение последних десяти лет я занят в составе «Киноджаз-бэнд». Нас 9 человек: 4 духовых инструмента, барабан, гитара, бас-гитара, мужской и женский вокал — профессиональные музыканты с огромным опытом работы. Основной профиль, конечно, корпоративы, но выступали и на площадках высокого уровня: Кремлёвский Дворец съездов, атриум Большого театра, концертный зал «Россия», «Президент-отель», гостиница «Украина». В основном исполняем песни из фильмов, латино, фокстрот, рок-н-ролл, джаз, блюз...

- Тяжело совмещать? Два разных коллектива, с каждым нужно сыграться, выучить репертуар...

- Мне — нет. Именно так мне работается лучше всего. Часто бывает: утром — репетиция с оркестром, потом «Киноджаз-бэнд», вечером — концерт, два года назад еще и группа. Устаешь, но интересно. Я, наоборот, доволен, что так насыщенно, стараюсь загружать себя работой, никогда не зацикливаться на чем-то одном, расширять кругозор. Когда играешь разную музыку, не замыливается ухо, не надоедает, заставляешь себя мыслить по-другому и тем самым развиваешься. Нет никакой готовой формулы, и это всегда сродни озарению.

- Вы упомянули о группе.

- Поп-рок группа Che Francisco. Очень яркий период моей жизни, достаточно много всего произошло. Началось с того, что мы стали открытием фестиваля «Нашествие» в 2006-м. Через год выступали на главной сцене фестиваля «ЭММАУС», сразу после нас играл «Чиж», ближе к вечеру «Чайф», «Алиса», «ДДТ». Одна наша песня стала саундтреком для сериала «Кадетство», другая была в ротации «Радио Алла», третья вошла в альбом Вячеслава Бутусова «Модель для сборки» (он взял песни малоизвестных в то время групп, в том числе из регионов, и спел их так, как сам чувствует, видит). Еще мы играли совместные концерты с «Мумий Троллем», «Крематорием». Но с 2012 года временно приостановили концертную деятельность.

- Почему?

- Причины как таковой нет. Это наше общее решение. Музыкантов и Ислама Рахимжанова, ее создателя, солиста, идейного вдохновителя. Бывает ведь порой ощущение, что топчешься на месте, нет перемен. И надо что-то делать, что именно – непонятно. Сейчас полностью погрузились в творческий процесс. Каждый из нас пошел дальше: Ислам состоялся как автор, причем очень талантливый — и слова, и музыку пишет. Наверное, половина эстрады его песни поет: Анита Цой, Ани Лорак, Варвара, группа «Инфинити». Я, окончив Государственный университет управления по специальности «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», стал заниматься организацией концертов: подбор музыкантов, звук, гастроли и выступления как известных, так и начинающих артистов. Работал уже как менеджер на фестивале «Усадьба Джаз», на площадке LiveJournal. Работал арт-директором China-Town-Cafe, одного из лучших (в своём сегменте), по моему мнению, клубов Москвы. Сейчас вышел из его штата, но продолжаю сотрудничать.

- Помните самое первое организованное вами выступление?

- Это был дуэт Тамары Сидоровой и Юрия Матвеева. Инструментальная музыка, скрипка и гитара. Тамара — великолепная скрипачка, равных ей в мире попросту нет. Наверняка она вам знакома: когда-то снималась в советских фильмах, пела «Ах, карнавал»... А Юра Матвеев – гениальный гитарист («Белый острог»). Продолжительное время «Белый острог» жили в Америке, записывали альбомы с ведущими джазовыми музыкантами (Michael Brecker, Richard Bona и др.). Выступили они тогда очень здорово: ярко, горячо, человечно. Бешеная энергетика, в зале — полный аншлаг.

- В чем, по-вашему, секрет успеха любого концерта?

- Пиар. Грамотный, эффективный, с обязательным вовлечением соцсетей и других интернет-инструментов. Многое зависит от места проведения: у каждого клуба своя стилистика, например, тот же China-Town позиционирует себя как инди-клуб, тяжелая рок-музыка или поп-исполнители там никогда не звучат. Ну и, конечно, если ты работаешь с известными музыкантами, проще собрать зрителя. С начинающими по-другому: нужно тщательно обдумывать, планировать, где, когда и для кого. Молодые музыканты, чтобы заинтересовать, должны иметь своё лицо, свой саунд, не подражать кому-либо и быть единомышленниками, гореть одной идеей, слушать и слышать друг друга — тогда все получится.

- Поделитесь планами на ближайшее будущее.

- Совсем скоро я делаю совместный концерт для групп Fish Out Of Water и Purple Eve в клубе «Китайский летчик Джао Да». Обе группы англоязычные, с женским вокалом. Не могу определить стиль, каждая композиция непредсказуема, но весьма концептуальна. Об их творчестве в полной мере можно судить, лишь прослушав весь материал. Не так давно у меня состоялась очередная встреча с Вадимом Байковым (первый продюсер Алсу. В 90-е годы автор и исполнитель таких песен, как «На Ордынке», «У меня нет жены»). Мы давно знакомы по совместным концертам и на гастроли вместе летали. В этот раз он пригласил меня помочь собрать группу музыкантов и принять участие в съёмке передачи «К нам приехал...» на телеканале «Ля минор» в телецентре Останкино. Студия, прямой эфир, живое исполнение, потом звонки, вопросы... А в разговоре после выступления предложил заняться организацией его концертов, гастролей. Какой-то план уже набросали — будем работать. Хотя, скажу честно, меня все чаще стала посещать мысль уехать в Европу. Естественно, если я буду серьезно об этом думать, то сначала поеду, буду изучать рынок, возможности. Наобум, как когда-то в Москву, уже не получится.

- Тогда удачи во всех начинаниях. И спасибо за интервью. ]]  


Цитата
Сергей Ашмарин
музыкант
Когда играешь разную музыку, заставляешь себя мыслить по-другому.