г. Курган
(3522) 46-66-06

Елена Яковлева: "Меня никто не обижал"

24.04.2014
Елена Яковлева: "Меня никто не обижал"

Интервью длиною в одну сигарету - с интердевочкой, Каменской, Вангой, одним словом, с Еленой Яковлевой.

ТЕКСТ: Елена Пылаева

«Родилась я очень-очень давно. Телевидение тогда было черно-белым. И всего один канал по телевизору шел. Где-то после обеда начинались новости, а потом обязательно показывали какие-то фильмы. Приходишь из начальной школы – заняться нечем, мама на работе, папа на службе, уроки делать неохота, вот и смотришь. Однажды я сидела около телевизора, и показывали «Воскресенье» по роману Толстого. Семина, замечательная наша актриса, так потрясающе играла Катюшу Маслову! Я запомнила на всю жизнь эти глаза, черненькие как вишенки, когда она прощалась со своим любимым героем Нехлюдовым! Так неистово билась об пол! И кричала: «Уехал! Уехал! Как уехал?! Обрюхатил и бросил!» Кричит, роет землю ногтями, а грязь из-под колес телеги ей на лицо... Ужасно стало ее жалко, и я, будучи еще совсем небольшим человеком, до такой степени была потрясена, как она все изображает, что, думаю, если сейчас не повторю то, что она сделала, просто лопну. И, к счастью, папа как раз на службу уходил. Прощается с мамой, открывает дверь, и я как сидела – со стула кинулась к нему в сапоги с криком: «Не уезжай, мииилый!», а потом: «Уехал! Уехал!» – и царапаю сапоги. После слов «обрюхатил и бросил» родители стали нездорово на меня смотреть, а я чувствую, что нужно еще, чего-то маловато. В кино есть крупные планы и тому подобное, а я думаю, не планами возьму, так количеством слез и криков: «Не бросай меня, милый! Так на что ж ты меня покидаешь!» - и бьюсь о сапоги, главное. И когда приподняла глаза и увидела, что мама зеленая, а папа сине-зеленый и, наверное, очень сильно переживают, я выпрямилась и сказала: «Перед вами отрывок из художественного фильма «Воскресенье». Играла Елена Яковлева».

***

Появившись на свет в семье военнослужащего, помотавшись с родителями по гарнизонам, в 1978 году Елена Яковлева окончила школу:

- В детстве у меня было стопроцентное представление, что я присутствую на сцене. Может быть, кто-то мечтал о космосе или еще о чем-нибудь, но единственные мои фантазии были, и сны снились только о том, что я работаю в театре и снимаюсь в кино.

Выбор дочери уехать из Харькова в Москву - «если где-то и становятся артистами, то только там» - родители не поддержали материально: подходила очередь на автомобиль. «Я ненавидела эти оранжевые «Жигули», - вспоминает актриса на своих творческих вечерах. На протяжении двух лет Елена искала себя, работала библиотекарем и картографом, пока, наконец, должность комплектовщицы на заводе электроаппаратуры не позволила ей собрать необходимую сумму для поездки в столицу.

- Это был 1980 год, и я решила, если поступать, то конечно же в институт. Остальные названия были какие-то странные – например, школа-студия МХАТ. Я думала, только из школы и опять в школу? Даже не сообразила, что это высшее учебное заведение. Больше всего меня потрясло училище – Щукина, Щепкина. Это, мне казалось, как ПТУ. Если я позвоню домой и скажу: «Я поступила в училище», – будет несерьезно. А вот ГИТИС – Государственный институт театрального искусства имени Луначарского – то, что надо!

Выбрав для вступительного монолога «испробованный» отрывок из «Воскресенья», Яковлева, упавшая для «половой мизансцены» прямо под стол приемной комиссии, тем самым заставила себя запомнить. Позже этот случай породил один из самых распространенных мифов.

- В прессе пишут, что приемная комиссия ГИТИСа слушала ваш монолог стоя...

- Я не даю интервью, но люди приходят на творческие встречи - это такой разговор по душам. Хочется иногда артисту высказаться, просто монологом о себе что-нибудь рассказать. И вот журналисты слушают, потом пишут, и это оплетается всевозможными небылицами, сказками. Они, да, привстали со своих мест, потому что я упала на колени и не было видно, что я там делаю под их столом. Пришлось привстать, посмотреть. Но не ВСТАЛИ! Но не стоя на самом деле... (смеется).

После спектакля «Территория любви» мы с Еленой Яковлевой беседуем в ее гримерке. И, хотя на сцену актрисе пришлось выйти без положенного отдыха, сразу с дороги из Екатеринбурга (произошли некоторые накладки в организации), отыграв полуторачасовой спектакль, она не отказала в обещанной встрече.

Мы расположились на коротком кожаном диванчике, и, как только начался разговор, она закурила. Ее хочется называть по имени-отчеству. Но не пафосно, как заслуженную артистку РФ, а простецки, по-бытовому, как если бы я обращалась к маме своей подруги. Она вообще производит впечатление «своей», хотя и не стремится к этому. На вопросы отвечает немногословно и сдержанно, но охотно смеется, несмотря на заметную усталость.

- В ГИТИС меня приняли сразу, и даже немного по блату. Я тогда настолько понравилась, что сочинение и экзамен по истории сдать помогли. В первом случае – передав готовый текст, а во втором за меня ходили договариваться с преподавателем. Было так стыдно и неловко, что если бы мне еще раз в жизни предстояло сдавать экзамен и предложили такой способ, я бы ей-богу бы не согласилась.

Учась в ГИТИСе, Елена Яковлева познакомилась не только с первым мужем Сергеем Юлиным, тоже актером и студентом, но и с миром кино. В свою картину «Двое под одним зонтом» ее позвал Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич:

- На всю жизнь запомнила это имя, отчество и фамилию. Он взял меня с третьего курса на три-четыре дня сниматься. Я тогда узнала, что такое кино, и ощутила его магию, и влюбилась, надеюсь, до конца своих дней.

А дебютной ролью выпускницы Яковлевой на большой театральной сцене стал закулисный голос девушки, изнасилованной белогвардейцами в «Днях Турбиных». Перед этим Елену – уникальный случай! – единогласным решением членов художественного совета во главе с Галиной Волчек включили в труппу «Современника». Особое отношение художественного руководителя Волчек было замечено еще однажды: «по глупости, по молодости», соблазнившись обещаниями прекрасных ролей, Яковлева в 1986-м переходит в театр имени Ермоловой, а потом возвращается назад – к той, которая никого не принимала обратно.

Посыпались приглашения в кино. За три года – с 1986-го по 1988-й – она снялась в семи картинах. А 1989-м встретила режиссера, с которым завязался долгий творческий роман, – Петра Тодоровского:

- Это сейчас труд актера стал каторжным, потому что снимаешься не там, где хотелось бы. Теперь чаще всего это делаешь из-за денег. То, что платят много, – преувеличения, причем серьезные. А вот раньше... Вспоминаешь Петра Ефимыча, работу в «Интердевочке», потом «Анкор, еще анкор», потом – мы не могли остановиться – «Такая чудная игра», «Ретро втроем»... И вот за эти 15 лет своей жизни, за то, что они у меня были, я счастлива.

Когда Яковлева познакомилась с Валерием Шальных (это случилось в «Современнике»), они оба были несвободны. «Почти целый сезон мы вместе просто работали — играли спектакли, репетировали, а после службы расходились по домам – каждый в свою семью», – рассказывает в одном из интервью нынешний супруг Елены. Сейчас их браку 24 года, а сыну – 21. В 2011-м произошло еще одно событие на двоих: Елена, а за ней и Валерий приняли решение уйти из театра, которому отдали большую часть своей жизни.

О том, что произошло тогда в стенах «Современника», говорили много, громко и по-разному. После долгого молчания Яковлева озвучила свою версию: несколько лет подряд ей не давали новые роли, а в прежних она себя уже не видела:

- Конечно, обидно было и Галине Борисовне, и театру, что артистка, которая считается «звездой», которую ни в коем случае никто не обижал (меня действительно никто не обижал, я постоянно играла, у меня все время были аншлаги), ушла. Но мне надоело, я устала прятаться за шкаф, когда один герой мне кричит: «Вижу, девке 28 лет, а она без мужика мается!» Я же понимаю, что зрители после этой фразы сразу на меня смотрят: «Двадцать восемь??? Как такое может быть!!!» Или «Вишневый сад»: выхожу на сцену, Варю играю, люблю «молодого» Гармаша. Гармаш уже давно не молод, лысина светится. Он, конечно, когда ему не лень, на спектакль пробкой ее затрет, но я же не могу избавиться от ощущения, что этот Лопахин – старый. А я – девственница Варя, почти монашка, которая любит его, мечтает о семейной жизни и родить два-три-шесть детей. Ну это уже стыдно играть!

После «Современника» Яковлеву приглашали в другие театры, но по разным причинам она отказывала. Сейчас театр из ее жизни не ушел, она задействована в двух антрепризах – «Бумажный брак» и «Территория любви», ездит на гастроли, и все-таки чаще мы можем видеть ее на телевизионном экране — в фильмах, сериалах, участницей и ведущей различных шоу.

В свое время «Интердевочка» принесла Яковлевой уважение профессионалов – приз Международного кинофестиваля в Токио, приз журнала «Советский экран», но настоящую, «человеческую» любовь миллионов Елена ощутила, снявшись в сериале «Каменская». Образ майора настолько к ней прилип, что теперь Яковлеву поздравляют с днем милиции, хотя сама актриса уже устала от этого амплуа, признается, что с ужасом восприняла новость о съемках шестого сезона, и надеется, что продолжения не последует:

- Я даже просила сценаристов: «Пристрелите меня!» Жаль, что они этого так и не сделали. В любом случае с Каменской мы приплыли к берегу. И, надеюсь, достойно выйдем из этой лодки! Хорошее нужно заканчивать на хорошей ноте, а не высасывать из пальца. Мы шестой сезон сняли, куда уж больше. Я не осуждаю романы Марининой, просто, думаю, они менее кинематографичны, чем то, что мы снимали в первом, во втором и третьем сезонах. Сначала шли какие-то сюжеты киношные, хорошие, интересные, именно для того, чтобы сделать игровой сценарий. Все оставшееся, скорей, предназначено для чтения, но не для экранизации.

- Как в то время, когда вы пришли в ГИТИС, все относились к игре театральных актеров в кино?

- Наверное, знаете как... перестраховываясь: «А! Кино – это не искусство! Самое главное – театр!» Но, тем не менее, мне кажется, в кино все актеры мечтают сняться. Даже те, которые не имеют права так себя называть, – это певцы наши, эстрадники, еще кто-то: и Киркоровы, и Брежневы, и тому подобные. И от этого они называют себя артистами. Если я напела какую-то песню на сцене или в кино, я не стала певицей, правда же? (смеется).

- Опытному взгляду бросается фальшивая игра?

- Конечно! Не то что бросается, кидается в глаза просто! Со звериным оскалом! (Смеется).

Ничего в ее внешнем виде не выдает звезду с телеэкрана: отсутствие укладки, заметного грима, повседневное платье-балахон. Ровный тон голоса, без лишних интонационных колебаний. Медленная размеренная речь. Кажется, она не сходила только что со сцены, не торопится поскорее оказаться в гостинице. Просто курит, просто отвечает на вопросы.

- Вы смотрите на молодых коллег. Ничего не изменилось в восприятии ими своей профессии?

- Да, конечно. С приходом в искусство какого-то рыночного существования, продюсерского существования, платного образования в творческие вузы все изменилось.

- А как это сказывается на качестве?

- Я не знаю. Может быть, рано судить, потому что те люди, которые начали свое образование платно, еще не сумели себя как-то проявить, но мне кажется, что за деньги этому научиться нельзя. Пришли в кино люди, как сказать...

- За деньгами? За славой?

- Наверное, да. И в Голливуде так. Первым делом – кассовость. Деньги, которые вкладываются, должны вернуться. Но вкладывать нужно по делу, а не просто с целью нажиться. Быстро сляпать что-то... Они еще не могут понять, что чем больше вложишь, тем больше получишь...

В 2011 году Елена Яковлева отметила 50-летний юбилей, а в 2013-м снялась в роли семидесятилетней Ванги. Она опровергает слухи о мистических событиях на съемках, жалуется на долгий, пятичасовой процесс гримировки и говорит, что не боится сниматься в роли старух. И все-таки скучает по серьезному, настоящему театру:

- Поймите, дело ведь не в количестве работы, а в её качестве! С годами становишься в профессии всё более и более требователен. А поскольку у меня опыта накопилось уже достаточно много, хочется получить такую роль, чтобы бабахнуть так бабахнуть! Может быть, сыграть Вассу Железнову или мамашу Кураж...

***

Это как эффект земляка. Приятно знать, что человек, родившийся и выросший с тобой в одном городе, достиг славы, или стал чемпионом, или собрал полный зал Кремля. Чувствуешь себя немного причастным к этим успехам. И Елена Яковлева совсем как милая соседка по этажу, которая однажды уехала в Москву и добилась высших похвал – зрителей и коллег, но сохранила умение быть своей.

P.S. За организацию интервью редакция благодарит агентство «Партнер».
 


Цитата
Елена Яковлева
актриса театра и кино
Это сейчас труд актера стал каторжным, потому что снимаешься не там, где хотелось бы.