г. Курган
(3522) 46-66-06

«Джентльмены» полиритмии

27.02.2013
«Джентльмены» полиритмии

Курганский квартет идет в авангарде нового музыкального направления.

ТЕКСТ: Марина Кваш

Рождение на суровой зауральской почве незаурядного музыкального коллектива – событие, бесспорно, само по себе заслуживающее пристального внимания. А уж если в этом участвуют люди, когда-то делившие с тобой «тяготы» школьной жизни, пройти мимо невозможно!

Minnesota's Worst Djentlemen – под таким витиеватым и, пожалуй, даже старомодным именем минувшей осенью вышли в свет ребята, на чьей публичной странице в социальной сети я оказалась с подачи одноклассника Толи Фомичева. «Оцени работу нашей группы, – написал он, сразу настраивая меня на серьезный разговор. – Послушай наш первый сингл, мы очень долго ждали его появления! Лайк, репост, комментарий, подписка? Что скажешь? 4/4, и я назову Мариной дочь!»

Заинтригованная, я запускаю пятиминутный трек с туманным названием Self Absorption («Самопоглощение»), и бессонное море звуков, в котором волнующее соло электрогитар вдребезги разбивается о гулкую мощь дисторшн, накрывает меня с головой.

Когда я пришла к «джентльменам» в гости на «точку», а иначе говоря, репетиционную базу, ребята увлеченно работали над следующей песней для своего будущего альбома – инструментальной We found each other in Belgium («Мы встретили друг друга в Бельгии»). По мнению музыкантов, замысловатое название – единственное текстовое воплощение обыгрываемого сюжета – призвано нещадно терзать воображение слушателя и задавать сложносоставной одиннадцатиминутной композиции своеобразное романтическое настроение.

Со мной номер прошел на «ура», да и всем начинающим свое знакомство с творчеством MWD еще не раз придется недоумевать и взывать к глубинным ассоциациям: встав на тропу создания инструментальных партий, освобожденных от привычного вокала, авторы твердо намерены удивлять публику изменчивым размером и содержанием самих музыкальных сюжетов.

Вообще, «джентльмены» с охотой отдают должное интуиции и импровизации, между простором для действий и предсказуемостью самоопределения выбирая первое. Поэтому долгое время они просто играли то, что ближе лежало к душе, не вдаваясь в поиск жанровых соответствий. Впервые Толя Фомичев, Леша Шаповалов и Саша Ефимов взяли в руки гитары шесть лет назад, превратив постижение премудростей упорядоченного звукоизвлечения в упоительное дружеское состязание.

И в самом деле, какой же нормальный парень не мечтает о блистательном будущем рок-звезды, даже если он понятия не имеет о том, с какой стороны подходить к инструменту? Но если кто-то тешит себя желанным образом на протяжении целой жизни, то некоторые, напротив, предпочитают тернистый, но увлекательный путь практического приближения к цели. А поскольку ни у кого из нашего амбициозного трио тогда не имелось профессионального музыкального образования, процесс отважного покорения дебрей нотной грамоты и обретения личной власти над миром гамм и аккордов оказался особенно сладким.

— В отличие от большинства молодых групп мы никогда не делали кавер-версии чужих песен. Мы сочиняли свои собственные, даже когда совсем ничего не умели, – рассказывает гитарист MWD Анатолий Фомичев. – Сначала это был дикий ужас, но постепенно мы учились слушать, подбирать, импровизировать. Своими успехами мы подбадривали друг друга, подстегивали шагать в ногу. Как сейчас помню: Сашка приходит и показывает что-нибудь новенькое, а я думаю: «Как же так? Саня уже выучил, а я еще нет!» В те времена мы играли что-то похожее на metalcore и называли себя Minnesota goes Mad. Но все стало меняться, когда ровно два года назад мы встретили Кирилла...

С появлением в коллективе барабанщика Кирилла Репина, которого друзья между собой называют Commandos, в творчестве группы впервые обнаруживаются специфические, самобытные, узнаваемые черты. Будущие «джентльмены» начинают ответственные эксперименты со структурой музыкальной идеи, более уверенно исследуют всевозможные сочетания гитарной мелодики и ритм-элементов, безжалостно уничтожают все слабое или отжившее положенный срок. Традиционно над каждой новой песней усердно корпят полным составом, то черпая вдохновение в размеренном барабанном бое, то перебирая чуткие струны в поисках стройной гаммы.

Результаты кропотливого труда в полной мере явили себя осенью 2012 года, когда ребята принялись давать концерты в Челябинске и Кургане, а потом затеяли работу над синглом — символом поступательного прогресса и одновременно началом новой эпохи. Прежним забавам был объявлен решительный мат, и на сцене возникла принципиально новая группа с особой харизмой – Minnesota's Worst Djentlemen. А мнимая ошибка в написании последнего слова – djent – стала своеобразным паролем для просвещенных слушателей и отсылкой к специфическому приему использования мощных ритмических партий.

– От metalcore мы, наконец, подошли к стилю progressive math metal, хотя, если честно, этот тэг имеет значение только для тех, кто спрашивает, что мы играем, – подхватывает инициативу Commandos. – Мы стали рассматривать музыкальную идею как полноценное произведение, не нуждающееся в поддержке вокала, проходящее собственное последовательное развитие и некую кульминацию. Мы научились «ломать» мелодические партии гитары, которые обычно заключаются в соло, проводимом под какой-либо определенный ритмический рисунок, манипулировать сильными и слабыми долями, добиваясь неровного, нечетного музыкального размера, полиритмии. Подобная музыка еще не стала повсеместно модной. Команд, работающих в данном направлении, во всем мире не так уж много, поэтому, когда волна докатится до России, мы уже будем по-настоящему популярны! 

— Вы играете для того, чтобы завоевать признание? Стать богатыми и знаменитыми? — интересуюсь я.

— Мы хотим стать по-настоящему уникальной командой, которая делает то, что действительно нравится людям, любящим слушать разную музыку и более-менее разбирающимся в ней. Какой смысл собираться в подвале для себя и друзей или переигрывать чужие песни на вечеринках? Мы хотели бы заниматься музыкой профессионально, не отвлекаясь на посторонние вещи. Не то чтобы исключительно ради успешной коммерции, скорее деньги нужны нам для дальнейшего творческого развития и совершенствования. Но, к сожалению, в малых городах вроде Кургана молодым музыкантам приходится тяжело: у нас сложно организовать концерт и найти достойную аудиторию. Поэтому сейчас мы планируем записать второй сингл, начать штурм уральской сцены, а в качестве программы-максимум на зримые полгода расцениваем участие в международном фестивале атмосферной инструментальной музыки Astral, ежегодно собирающем около трех тысяч человек. После этого будет новая точка отсчета.

— И какими же вы видите себя лет так, например, через пять?

— Надеемся, что через пять лет мы будем жить в Америке, в городе Хьюстон на каком-нибудь 66-м этаже. Все вместе. Шутка! – смеются «джентльмены». – На самом деле главное то, что мы не собираемся топтаться на одном месте. Земля — это маленькая планетка внутри огромной галактики, не стоит бояться однажды взять и сорваться с одного ее конца на другой. Мы хотим придумывать и сами исполнять свои песни, налаживать связи с другими странами, в идеале — уехать куда-нибудь, где нам понравится жить. И думаем, что все у нас непременно срастется, а важный для нас 2013 год совсем скоро наглядно покажет, что хорошего будет дальше.