г. Курган
(3522) 46-66-06
ЖУРНАЛ: CherAmi № 4 (58), ТЕМА: Общество

Кеес Донкерс. Курган чужими глазами

30.01.2015
Кеес Донкерс. Курган чужими глазами

Что голландский урбанист увидел в российской провинции.

ТЕКСТ: Марина Кваш

«Сенсоры» – именно так Кеес Донкерс, дизайнер-урбанист из Нидерландов, называет архитекторов за их способность отражать изменения в обществе, преобразуя городское пространство. Какие изменения возможны в Кургане и что ждет их на пути в жизнь – читайте в материале Cher Ami.

На прошлой неделе на стол Сергея Руденко (мэра Кургана – прим. ред.) лег любопытный 35-страничный проект. Цель – превращение промышленной зоны, угрюмо втесанной в сердце города, в многофункциональный культурный, образовательный и административный центр. Фантастическая идея устроить в глубинке европейский квартал – продукт творчества голландского урбаниста Кееса Донкерса и группы студентов архитектурного факультета ЮУРГУ. У команды реноваторов было всего пять дней, чтобы придумать новую роль для без пяти минут бывшей территории завода «Дормаш». Энтузиасты уверены: уже через десять лет это место может стать точкой притяжения молодежи, популярным центром как дневной, так и ночной жизни. При условии, что проект приглянется всем, кого нужно спрашивать, – от демиургов местного градостроения до гиперактивных подписчиков пабликов в интернете.

- Он, наверное, приедет и заберет все наши муниципальные контракты.
- Бюджета города Кургана не хватит, чтобы оплатить работу голландских архитекторов!
- Сейчас модно отдавать работу иностранцам, у нас что, своих кадров нет?
- Кто и почему вообще выбрал именно этого архитектора? Логичнее было бы сначала спросить мнение горожан, а потом уже приглашать – хоть из Голландии, хоть ещё откуда-то.
- Он будет строить арт-объект? Вместо того, чтобы зарезервировать площадь под новый завод, застроить жильем или, на худой конец, создать площади для бизнеса? Я бы на его месте тоже приехал. Зачем вам, русским, заводы, жилье или бизнес?

Скепсис и возмущение повисли в широких и узких кругах, заранее не оставляя ни Донкерсу, ни оплатившей его перелет инициативной группе курганцев ни единого шанса на понимание. Той же печатью отмечена лекция, проведенная урбанистом в администрации города специально для разъяснения экономических и земельных тонкостей, с которыми ему уже пришлось иметь дело. Выражения лиц большинства слушателей доказывали: свершилось страшное преступление – вторжение со своим уставом в чужой монастырь. Как выяснилось, чтобы достигнуть цели поездки, прежде Кеесу следует победить провинцию – не географическую удаленность от столицы страны, а закомплексованность мысли и нежелание слушать.

Но Донкерс не рванул в бой, уронив забрало, он предпочел позицию наблюдателя. На протяжении каждого из пяти дней визита официальные лица, зауральские коллеги по цеху и рядовые граждане провоцировали его сделать признание: «В этом вашем Кургане все очень плохо». А зарубежный гость не только проигнорировал все намеки скорее поставить на городе крест, но и нашел в нем как минимум три «жемчужины», раскрытие которых никто не сможет назвать заказом Госдепа США и насаждением чуждых клише.

Во-первых, Донкерс поразился, как несправедливо обделен вниманием международный фестиваль «Мечта о полете», который раз в четыре года устраивает театр кукол «Гулливер» прямо у нас под носом и который мог бы стать визитной карточкой города. Свои идеи по реновации «Дормаша» урбанист связал в первую очередь именно с обогащением театральной среды: по его мнению, часть территории проектируемого культурного центра могло бы занять новое удобное здание для «Гулливера». Кроме того, Кеес предложил помочь артистам наладить связи с коллегами из Эйндховена. Просторные творческие мастерские и лаборатории, открытая сцена, собирающая сотни зрителей на премьеры, гостиница для приезжих актеров – все это может стать реальностью для Кургана.

 Во-вторых, Кеес призвал во что бы то ни стало сохранить объекты культурного наследия – редкие образцы промышленной архитектуры XIX века, – расположенные на территории завода «Дормаш». Производственные цеха могут получить новые функции: стать домом для детского творчества, вместить кинотеатр, выставочные павильоны, спортивные сооружения (теннисный корт и скейтпарк), включить в себя молодежный хостел и даже музей в стенах бывшего винного склада, – если на то будет воля тех, кому рядом с ними жить и работать.

Третья «жемчужина» отыскалась в хозяйстве одного из спонсоров поездки урбаниста в Курган; речь о Музее авиации – единственном в своем роде во всем Уральском регионе. Кеес осмотрел его как раз в преддверии намечающегося международного архитектурного конкурса на разработку проекта привокзальной площади Аэропорта Курган. Планируется не только благоустроить территорию на въездах к аэропорту, но и органично включить в нее саму экспозицию музея, построить новое здание и ангар для спортивного самолета – словом, изменения затеваются грандиозные.

Оставив городу чистосердечные рекомендации, Кеес улетел… и обещал вернуться весной. Как значится в отчете компании «Архстройпроект», «выслушав мнение Донкерса о ценности для города территории завода в целом и о возможных вариантах реновации, собственник согласился с профессиональным мнением голландского архитектора и не возражает против организации на данной территории значимого для города культурного и делового центра». Подтвердится ли делом эта позиция, узнаем чуть позже – на страницах номера Cher Ami № 59.

Использованы фото Евгения Кузьмина и Дмитрия Ковалева, а также материалы проекта реконструкции завода "Дормаш".

Авторы проекта:
Cees Donkers
Инициативная группа г. Челябинск, Южно-Уральский государственный университет, архитектурный факультет.
Руководитель: Евгения Жаринова
а также Дмитрий Ковалев, ведущий архитектор ООО «Архстройпроект» (г. Курган), выпускник ЮУРГУ 2011 года

Читайте также: Кеес Донкерс. Диалог Курган – Эйндховен