г. Курган
(3522) 46-66-06

"Гулливер". "Эдип". По своему пути

02.03.2015
"Гулливер". "Эдип". По своему пути

12 и 13 марта на сцене театра кукол "Гулливер" вновь отыграют "Эдипа" (16+). Редакция CherAmi уже была его зрителем и готова представить свой отзыв.

ТЕКСТ: Анастасия Мазеина

- Тальк... - прошелестело за моей спиной и клюнуло в плечо прикосновение друга.
- О, нет, не тальк, но пыль веков, мельчайшие осколки прошлого и заскорузлость мысли, неисправимость бытия, сухая суета былого, то время, что дороже денег, власти, славы и исчисляется тысячелетиями судьбы... По волнам забытья, под пеплом слез людских, скитаясь в одиночестве слепящем, Эдип заговорил.

***

Знакомый сюжет (я даже позавидовала, когда по залу в кульминационный момент пронесся вздох переживаний за героя, - для кого-то происходящее стало открытием); знакомые действующие лица (правда, некоторые в неожиданном воплощении: Иокаста – кошка, слепой Тиресий – собака-поводырь, вестник из Коринфа – аист и... крысы, крысы, крысы, крысы - хором из всех щелей чумного города); знакомые ценителям искусства актеры, чья игра (немая!) дает зрителю блестящую возможность выстраивать собственные ассоциации... На сцене Курганского театра кукол «Гулливер» спектакль по мотивам трагедии Софокла - «Эдип».

Текст звучит параллельно действию. Всего один голос. Но какой! По словам Татьяны Андреевой, заведующей литературной частью театра, Виктор Львович Шрайман — режиссер, педагог, критик, один из ведущих отечественных специалистов в области театра кукол — на одном из фестивалей, коих спектакль посетил немало, назвал чтеца гениальным. Блистательная дикция несет мысль настолько точно, что ни у кого не возникает сомнений, чью роль он сейчас озвучивает. Признаюсь, часто отвлекалась от сцены — посмотреть: промелькивает ли на лице эмоция, заметна ли за певучими строфами усталость... Но это нисколько не мешало следить за поворотами «судьбы по воле богов». По-настоящему глубокие образы, созданные актерами посредством поз, движений, силы взгляда (ловить который — особое удовольствие). Фантастическое оформление: аскетичное, монохромное, при этом невероятно стильное... И в каждом предмете — будь то кукла, гипсовые «доспехи» героя, скульптуры, камни-слова - метафоры, насыщенные смыслом.

Думаю, вы прекрасно понимаете: ставить произведение, которому больше двух тысяч лет, и сказать при этом что-то новое – задача не из легких. Но «Гулливеру» это удалось. В прошлом году «Эдип» участвовал сразу в трех номинациях на премию «Золотая Маска», как «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника».

Но что подтолкнуло к выбору столь сложной философской темы? Как и почему в репертуаре появилась именно эта постановка? Удивительно, но после просмотра можно было задать не только эти вопросы. Открытые обсуждения, в том числе и в формате обмена мнениями, с появлением абонемента стали здесь доброй традицией. И это очень ценно. Что толку блуждать в кромешной тьме собственных переживаний, когда можно сравнить, поделиться, оценить то, что увидел, услышал, почувствовал и, возможно, даже уловить то, что ускользнуло от пристального внимания.

«В жизни нет ничего случайного, - рассказывает Татьяна Петровна короткую предысторию спектакля. - И однажды на фестивале в Сочи, где мы представили свой «Каприч'ио», друзья-коллеги из творческого объединения «КультПроект» при министерстве культуры, помогающие молодым режиссерам, драматургам, художникам себя реализовать, предложили сотрудничество. А у нас тогда был острый дефицит спектаклей для взрослых. Так в нашей жизни появилась постановочная группа из Минска: Александр Янушкевич, Людмила Скитович, Александр Литвиновский. Они были очень удивлены, что где-то за уральскими горами, в городе, о котором ничего не знают и никогда не слышали, захотели обратиться к античности. Но мы не прогадали в своих желаниях.

Спектакль складывался непросто. У режиссера это была первая выездная постановка, первый опыт работы за пределами своего театра. По всей вероятности, его изначальный замысел был иным. Потому что во время работы мы разминали текст, определяли, кто за кого будет читать, учили роли наизусть. И все-таки, вы видите, к какому выводу пришел постановщик. На мой взгляд, это единственное верное решение, благодаря которому создается осязаемое ощущение пластов времени, и мы с вами вгрызаемся, вползаем в эту далекую историю, которая не потеряла актуальности и по сей день. Представьте, если бы она заговорила разными голосами... Все это было бы не столь очаровательно. А так спектакль получился особым и, согласитесь, запоминающимся».

Причем запоминающимся не только курганскому зрителю. География его «распространения» стремительно растет. Иркутск, Южно-Сахалинск, Москва... Не так давно «Эдип» побывал в Челябинске на IV Международном фестивале «Соломенный жаворонок», где принимали участие театры из 8 городов России, а также коллектив из Гродно (Белоруссия) и представитель Италии Гаспаре Насуто. И получил высокую оценку: «к просмотру обязательно».