г. Курган
(3522) 46-66-06

Печально красиво

30.04.2015
Печально красиво

В «Гулливере» прошла премьера «Сияющей в ночи» японского режиссера Ёити Нисимура

ТЕКСТ: Марина Кваш

«Сказание о принцессе Кагуя» или «Повесть о старике Такэтори» – древнейшее японское предание, датированное X веком. Это легенда о загадочной луноликой деве, младенцем найденной бедным собирателем бамбука в зеленых зарослях. Руки Кагуи просили пятеро принцев и сам Император, но вместо любви смертных ее ждало возвращение к своему народу. История, без слов рассказанная на сцене театра кукол «Гулливер», во многом повторяет оригинальную сказку. А главное – с задевающим за живое изяществом воспевает любовь, красоту и решимость следовать долгу.

В темноте, овладевшей и сценой, и залом, безраздельно царит лунный диск – желтый таинственный светоч полуночи. Мягко качаются стебли бамбука, скромно блестит серебро ручья, тишина заполняет собой пространство от края до края. Белое платье Кагуи – сполох, выловленный из мрака, ее волосы – водопад теней, ее лицо сияет, а губы смеются. Император качает ее на руках – как ребенка, прижимает к груди – как лучшее из сокровищ. Их эфемерная близость – ласковый сон, от которого просыпаешься с раненым сердцем. Остановленное мгновение, нечаянный дар, час покоя и неги, бесконечно радостный и горький одновременно. Утром влюбленных позовет долг, каждого – свой, но пока клинки еще в ножнах, пока спят рога и во тьме не наметилась лунная тропка, можно бродить рука об руку среди гибких стволов, думая только о своем счастье…
Больше Кагуя и Император не встретятся никогда.

«Разлуки миг настал,
Сейчас надену я
Пернатую одежду,
Но вспомнился мне ты —
И плачет сердце».

Татьяна Кокина, исполнительница главной роли:
- Нас (актеров – прим. ред.) просили переживать все очень подробно и по-настоящему, передавать свои эмоции публике, чувствовать персонаж от маски и до самых пяточек. Это очень сложно: у нас отношение к кукле проще – более легкое и игривое, – а здесь нужно быть в ней самой своей сутью. Но если сосредоточиться и уйти от внешнего мира, то на самом деле получаешь большой заряд энергии, удовольствие и мгновенный по ощущениям результат.

Трогательно-печальная история лунной принцессы передана вневременным и интернациональным языком тела, но расставить акценты и подчеркнуть волшебство момента помогли флейты и глюкофоны – звонкие и сонные, мелодичные и таинственные. Глюкофоны – перкуссионные инструменты в виде лепестковых барабанов – приехали из Челябинска, как и Анатолий Пристай, человек, поставивший для спектакля свет. «Гулливеровцам» Михаилу Шарабакину и Сергею Торлупову, примерившим на себя роли музыкантов, за месяц пришлось осваивать барабаны с нуля и практически по наитию. Хотя обычно на глюкофонах играют руками, они использовали деревянные палочки; так родилась завораживающая музыка, украсившая постановку.

Евгений Насупа, актер театра «Гулливер»:
- Это моя первая работа с японским режиссером. За знакомства с такими удивительными людьми как Ёити-сан я неизменно остаюсь благодарным нашему театру – это всегда хорошая школа, оставляющая после себя особое чувство удовлетворения. Работа с японской куклой и историей погружает в философское состояние, когда в получасовой паузе можно передать множество эмоций и мыслей. Это самое главное, чему мы научились, создавая «Сияющую в ночи».

В свою очередь режиссер Ёити Нисимура признается: «Сияющая» – его первый опыт полноценной постановки в России. А еще – первое совместное с кукловодом Мияко Куротани произведение. Мияко-сан выступила здесь как режиссер по работе с куклой, подружив Татьяну Кокину с принцессой Кагуя. Персонажи легенды настолько искусно воплощены на сцене, что в какой-то момент актеры «Гулливера» становятся невидимыми  – кажется, что история раскрывается и живет без посторонней помощи. По словам, Ёити-сана, результатом работы он остался доволен. Возможно, в будущем спектакли японского режиссера появятся в других российских театрах, а пока прекрасная принцесса Кагуя сияет в ночи исключительно для Кургана.

Использованы фото Николая Пушилина

Здесь можно прочитать "Повесть о старике Такэтори"

Читайте также:  
День премьеры в "Гулливере"
Идем на Восток: Cher Ami познакомился с главными героями фестиваля японской культуры «Шестое время года»


ТЕГИ:  Р?портаж  /  Событи?