г. Курган
(3522) 46-66-06

О Боге и творчестве - вслух о главном

21.08.2012
О Боге и творчестве - вслух о главном

Наш журналист побывал в гостях у Елены Саенко - автора и ведущей телевизионной передачи "Благая весть"

ТЕКСТ: Марина Кваш

Еще недавно вслух говорить о Боге, радостях и откровениях чистого служения в нашей стране считалось довольно-таки неприличным, если, конечно, мы имеем в виду не взятые в модный оборот дискуссии о кризисе духовности. Но однажды мне довелось узнать людей, которые живут по-другому, тех людей, для которых молчание христиан – не признак политкорректности, а скорее стыдливый недостаток веры. Вот уже четыре года «триединая» команда Елены Саенко – творческий союз слова, кадра и режиссуры – несут нам, зауральцам, весть о Божьем промысле на земле, весть неподдельную и благую. Знание о том, как оживить пустыню в своем сердце.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИЛЕТАНТ

Истоки пути к собственному предназначению и любимому проекту притаились, пожалуй, еще в стенах редакции газеты «Советское Зауралье» – там у будущего автора цикла телепередач «Благая весть» работала мама, Наталья Тимофеевна Барсукова. Именно от нее Елена Саенко узнала, что настоящая журналистика не что иное, как стиль жизни, а еще – фантастически тяжелый труд. Мама называла себя и своих коллег «профессиональными дилетантами», способными в кратчайшие сроки внедриться в любую тему настолько, чтобы рассказать о ней с непринужденностью специалиста. Столь же хорошо юная Лена усвоила еще один принцип: журналистика – это поиск единственно верного слова, которое зацепит, коснется того, кто его увидит, услышит или прочтет. Так ковалось первое звено «триединого» союза.

- Я видела, как мама просиживала над текстами ночи напролет, а потом читала мне – зацепит или не зацепит? – вспоминает теперь уже сложившийся журналист, корреспондент и телеведущая с двадцатилетним стажем. – Даже самым маленьким материалом, даже самым проходящим можно зацепить…

Зацепить, затронуть струны души каждого стало для нее призванием. Поначалу она работала в многотиражке «Курганский строитель», в свое время в этом же здании двумя этажами ниже начинал вещание новый для нас телеканал МТВ. Для Елены Саенко рождение первой альтернативы государственному телевидению в 1990 году стало новой ступенью незримой лестницы, приближавшей к обретению своего места в многоликом мире.

- «Банда» абсолютных авантюристов, очень далеких от журналистики, но чрезвычайно смелых молодых ребят взяла камеры, микрофоны и начала делать телевидение. Это было возможно только в 90-е! Из этой «банды» со временем вышли настоящие профессионалы: шеф-редактор газеты «Вести-Зауралье» Надежда Ефремовцева, главный редактор редактора «Курган и курганцы» Олег Дубровский. Это только два известных примера, а ведь еще есть операторы, монтажеры… Мне были интересны они, я долго ходила, присматривалась… А потом, наконец, взяла и спросила: «А можно я тоже попробую?»

Озорное любопытство, оказавшееся в конечном счете более верным, чем иные взвешенные решения, и как знать, не посланное ли свыше, побудило Елену познакомиться с кадром и режиссурой. С тех пор у нее совершенно особое отношение к телевещанию – как к уникальному синтезу формы, звука и смысла.

- Текст можно прочитать, вернуться к нему, посидеть, отвлечься, подумать. Здесь же нет такой возможности. Я всегда говорю, что у нас триединая команда потому, что в нашем деле безумно важно это единение: то, какое само слово, как оно показано и как смонтировано.

Это было как раз то, что нужно: сила слова и образа в доступном обличье. Пожалуй, эффектный результат сочетания трех звеньев творческой цепи уже тогда исподволь блеснул искоркой Божьего промысла: так Господь готовит себе голоса для земного служения.
К слову, работа на телевидении отнюдь не лишена соблазнов и испытаний тщеславия, по крайней мере для тех, кто полон иллюзий. Выдерживает, увы, не каждый, хотя, казалось бы, о какой «звездной» болезни может вестись речь у нас в Зауралье? Или именно в провинции справляться с ней еще тяжелее?

- Наступает момент, когда необходимо просто сделать выбор: либо ты качественно переходишь на другой уровень, либо пытаешься стяжать узнаваемость и за счет этого живешь. Если такой путь выбирает телевизионный журналист – все, тупик абсолютный.

Елена Саенко поступила иначе: убедившись, что не существует другого столь же глубокого средства для подачи массовой информации, она выбрала его для того, чтобы вместе со своими ребятами, окружением и зрителями расти творчески и духовно, расчищать дорогу желанному будущему.

- Были разные передачи – с социальной, медицинской направленностью, а параллельно – многие ситуации в моей жизни, которые необходимо было переосмыслить, пройти каким-то образом. Я пыталась сделать это сама, но, видимо, Бог считал, что надо мне помочь. И тогда ко мне просто пришли с предложением, – рассказывает моя героиня и после паузы добавляет. – За всем стоит Бог. За всем абсолютно.

ВЕРА – ЭТО ТВОРЧЕСТВО И РАБОТА НАД СОБОЙ

Первые выпуски цикла «Благая весть» датированы 2008 годом. Автор сценариев и ведущая Елена Саенко, оператор Алексей Евтодеев и режиссер Сергей Высоких начинали с малого: рассказывали о деталях православного уклада, больших церковных праздниках, событиях в жизни Курганской епархии… И даже не подозревали, что каждая следующая передача все больше будет напоминать пройденный жизненный урок, откровение. Для себя и для зрителей.

- Так сложилось, что любая тема или проблема следующей передачи – та, которую в первую очередь я сама должна как-то решить. Она моя собственная. Понимаешь, о чем я говорю? – испытующе глядит на меня собеседница. – Уже думаю: для того, чтобы выпускать «Благую весть», я в принципе и работаю в журналистике. Путь к своей передаче, наверное, всю жизнь и идет.

С каждой передачей умножалась и зрительская аудитория. «Благую весть» с интересом и благодарностью стали ждать не только клирики и старушки-прихожанки, но и люди, на первый взгляд, далекие от религиозных таинств, - предприниматели, силовики, старики и дети. Темы для новых выпусков, образы и герои так и просились в кадр, сами находили время и место для встречи, словно дарованные заботливой высшей волей.

- Я сажусь писать передачу, и вдруг будто странички начинаю переворачивать. Они мне открываются, и я понимаю, почему именно эта передача родилась в душе и именно эта тема сейчас важна для меня. И тогда я испытываю такую радость! Значит, попала в десятку прежде всего для себя, ведь если автор для себя что-то решает, это, бесспорно, рикошетом, волной отражается на зрителях. Обязательно будет подсказка – о чем рассказать и что в данный момент необходимо людям. Верующие нас понимают.

«Благая весть» старается преодолеть привычную для большинства оболочку и взглянуть глубже: так, например, вслед за историей праздника Сретения Господня раскрывается зрителю переломная встреча Бога и человека, Ветхого завета и Нового. Приурочивая новый выпуск ко времени Великого поста, авторы вспоминают пример Христа, призывавшего сбросить тяжесть греха осуждения. А рассказывая о таинстве миропомазания, проникаются культовой ролью женщины в религии…
Может, именно искренность мыслей и неуловимое, но теплое ощущение сопричастности привлекают внимание к «Благой вести» на тематических смотрах? Ведь передачи уже имеют заслуженные награды от XIV и XVI международного православного фестиваля «Радонеж», XI и XII межрегионального конкурса «Православие и средства массовой информации». Но дипломы и звания для автора «Благой вести» вторичны, главное достижение этого цикла – то, что он есть, и то, что за него говорят «спасибо».

- Нам говорили, что люди специально приехали из Тюмени в Тобольск, где проходил конкурс, чтобы «Благую весть» посмотреть на большом экране. Не скажу, что слышать это неприятно, но я, скорее, радовалась тому, что еще больше народу попало в нашу обойму. Если понравилось, значит, зацепило. Значит, мы достигли цели.

На конкурс «Православие и СМИ» было представлено три выпуска, разных эмоционально и содержательно, а всего стараниями команды «Благой вести» существует уже сорок две 11-минутных программы. Елена, Алексей и Сергей сработались настолько плотно, что смогли создать на съемочной площадке особую атмосферу духовного и творческого единения, неподвластную посторонним и временным помощникам. А результат плодотворной работы – сами передачи, наполненные, начиная от слова, кадра и музыки, глубокими переживаниями внутренних перемен и непреходящим удивлением от дарованных Всевышним открытий.

- В наших передачах нет какого-то назидания или речи, пугающей терминами. Мы говорим человеческим языком, потому что духовность – наш воздух. Чем проще говорить об этом, тем больше людей будут понимать, что это касается каждого из них. По большому счету, любая моя передача – пройденный урок. Я не буду декларировать, я скажу только то, что точно знаю сама. Например, как работает молитва или как оживить пустыню. Ну, конечно, в переносном смысле…

Библейская пустыня – символ пустоты и безжизненности – тема одного из последних выпусков цикла. «Благая весть» отправилась на Святую землю за победой над апатией и подавленностью, равнодушием и застоем – преградами на пути к внутренней гармонии. Чтобы просто вспомнить то, о чем забываешь в повседневной суете, поверить и принять все в своей жизни как Божью волю, с улыбкой и любовью…
Удивительно, но моя героиня действительно ничего не пытается доказать: провокации, осуждение чужих промахов или насаждение субъективных мнений – не формат как для «Благой вести», так и для самой Елены Саенко. Вместо этого она цитирует святого Серафима Саровского, подчеркивая важность заботы о собственной душе и поступках. Поиски компромисса и равновесия, терпение и ответственность за свои ошибки – вот к чему научила ее стремиться работа над «Благой вестью».

- У каждого свой выбор. Если люди хотят падать, кто же их остановит? Ты, главное, сам держи себя. И глядя на тебя, может быть, кто-то остановится. Как только найдешь эту нишу – спасительные волны разойдутся для сотен тысяч других людей.

Но кое-что еще более важное появилось благодаря этому проекту: уверенность в том, что все, что окружает нас, – это Бог. Путь к обретению веры для автора «Благой вести» не был коротким, в свое время он пролег через крестильную купель кафедрального собора Александра Невского, обитель Чимеевской иконы Божьей Матери и дальше – через храм Рождества Христова в Вифлееме, но сейчас она говорит о нем с охотой и безыскусностью.

- Вера – это принятие всего, что происходит, со смирением. Принятие и работа над собой. Вера – диалог с Богом, молитва и творчество. В принципе, это все, чем мы живем. Но ни в коем случае не формальное следование догмам, хотя и оно необходимо. Но чистая формальность… мне кажется, это ни плохо и ни хорошо, это – никак. Пестование гордыни.

В этом году «Благая весть» появилась в сетке вещания православного телеканала «Союз», на экранах жителей разных регионов России, а также русскоязычных абонентов стран ближнего зарубежья и Европы. Нынешним летом поклонники передачи вместе с ее авторами совершат телевизионное паломничество на Святую землю длиной в шесть очерков о городах и христианских памятниках Израиля. Венцом проекта должен стать получасовой документальный фильм об архимандрите Антонине Капустине – выходце из зауральского священнического рода и подвижнике русской духовной миссии в Иерусалиме. А дальше телецикл наверняка ждут новые горизонты, но куда приведет его Господь, известно только Ему самому.

- Я не знаю, что будет дальше, – прощается Елена Саенко. – Я знаю только тему, а во что она выльется, что я смогу зацепить в душах других – одному Богу известно. Пойму в тот момент, когда сяду, помолюсь – обязательно – и начну писать. Тогда придут какие-то мысли, и я удивлюсь… 

Комментирует Иван Николаевич Белых, директор ГТРК «Курган»:
«Пожалуй, трудно найти журналиста, более бережно и вдумчиво работающего со словом, чем Елена Вадимовна. Она – настоящий профессионал со своим мироощущением, своим видением. Как знать, возможно, для неё «Благая весть» – это как раз то, ради чего она и пришла в журналистику.
«Благую весть» не просто смотрят, её ждут. Но на самом деле неважно, какой именно рейтинг у этой передачи. Важно другое: когда с экранов телевизоров мы видим так много негативной информации, «чернухи», появление в региональном эфире программы о вере, о душе, традиционных нравственных ценностях – это словно глоток чистого воздуха.
Передач о православной культуре на российском телеэкране сейчас становится все больше. Но у «Благой вести» свой, ни на кого не похожий голос. И зрители его услышали, почувствовали искренность, поверили и пошли за ним. Иначе как объяснить, что передача в эфире уже столько лет?
Нет никаких сомнений в том, что «Благая весть» вносит свою краску в жизнь нашей телерадиокомпании. Я всегда испытываю чувство гордости, когда съемочная группа «Благой вести» возвращается с очередной победой с фестиваля или конкурса. Значит, мы делаем действительно благое дело, в котором у нас есть давние помощники и единомышленники. Особо хочу поблагодарить за финансовую поддержку проекта председателя совета директоров ОАО «НПО «Курганприбор», руководителя регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» Сергея Николаевича Муратова, а также директора ООО «АЛС», вода «Крещенский источник» Владимира Юрьевича Пономарева».