г. Курган
(3522) 46-66-06
ЖУРНАЛ: CherAmi mini № 2 (12), ТЕМА:

Из тронной залы в карман, или Необычное прошлое обычного зонта

02.06.2013
Из тронной залы в карман, или Необычное прошлое обычного зонта

Зонт – один из самых популярных и эффектных аксессуаров, а история его существования - подлиннее некоторых других.

ТЕКСТ: Марина Кваш

Любите ли вы дождь так, как люблю его я? Пускай многие из вас предпочитают старательно беречься от сырости, я все равно твердо уверена в том, что прозрачный ситник или летняя гроза – сугубо счастливые приметы! И разве стоит их так ругать, если хоть в дальнюю дорогу, хоть в стремительный забег до ближайшего магазина с собой всегда можно взять зонт, этот непременный атрибут просвещенной цивилизации? Благодаря творческим мукам дизайнеров зонт – безусловно, один из самых популярных и эффектных аксессуаров: в угоду вечно меняющейся моде создаются модели с разнообразными принтами, двухслойные варианты с монохромным верхом и цветной изнанкой, экземпляры в горошек, с вышивками и стразами, бантиками и рюшами... Интересно, что особой любовью человечества зонтики пользовались на протяжении всей истории своего существования, а эта история, уж я вам скажу, подлиннее некоторых других.

Триумфальное шествие зонтичных прототипов по миру началось еще в далеких государствах Древней Азии и Междуречья: персидские барельефы изображают своего царя под сенью внушительной «переносной крыши», с трудом удерживаемой над его головой парой слуг, а надписи на египетских гробницах 3000-летней давности доказывают существование почетной должности «носителя зонтика фараона». Впрочем, настоящей родиной «мобильного навеса» скорее принято считать Страну восходящего солнца с ее опытными образцами чуть замысловатее пальмовой ветви, однако весом аж около двух килограммов. Более чем метровую трость и спицы древних зонтов изготавливали из бамбука, а полотнище купола – из пропитанной специальным составом плотной рисовой бумаги или перьев птиц. Разумеется, столь легкомысленная конструкция вряд ли укрыла бы своего хозяина от знатного ливня, но в те давно минувшие времена коренных восточан куда сильнее волновала необходимость укрываться не от редких дождей, а от беспощадных лучей жаркого светила.

Первоначально к ношению зонта относились как к привилегии избранных: только царские династии и высшая аристократия имели право прогуливаться под разукрашенными в цвета именных гербов и инкрустированными драгоценными камнями многоярусными полотнами, покрытыми воском и лаком. Простым смертным не дозволялось даже притрагиваться к этому олицетворению власти, символу защиты от дурных сил и обязательному участнику торжественных церемоний в Китае, Японии, Индии, Ассирии, Вавилонии и Сиаме. Но со временем зонту, как и всякому изобретению человечества, довелось оказаться в руках народа и превратиться в весьма популярную деталь повседневного имиджа. Вспомните традиционные изображения китайских и японских женщин: в сознании европейца образ хрупкой восточной девы буквально неотделим от шелкового или бумажного аксессуара в ее руке, настолько прочно закрепились зонты в обиходе дам, духовных лиц и сановников, а как следствие – и в искусстве.

С Востока зонты «перекочевали» в Древнюю Грецию, а позже в Рим (там противосолнечный навес, сделанный из натянутой на деревянный каркас кожи, назывался «умбралукум») и, наконец, в Европу, правда, в течение долгих столетий полезная диковинка большого распространения, увы, не имела. Новый расцвет зонтичного ремесла спровоцировали изощренные вкусы королевских дворов Франции и Италии, направление которым задавала неиссякаемая фантазия таких примечательных модников, как Людовик XIV и Мария-Антуанетта. И с тех пор решительную поступь прогресса уже было не остановить: на западной сцене появились круглые, квадратные и овальные зонтики из кружев, шелка и полотна, с ручками из дерева, слоновой кости и спицами из китового уса. Остов каждой такой вещицы составляли 10 ребер длиной примерно 80 см, для изготовления купола мастера брали промасленный шелк или лакированную бумагу и при этом все время норовили снабдить модный аксессуар маленьким секретом в виде опасного стилета, табакерки, а то и письменных принадлежностей.

Россию зонтики наряду с прочими французскими достижениями завоевали в конце XVII века, но при этом название им досталось почему-то родом из голландского языка, где слово zonnedek в словаре морских и военных терминов означало «навес, тент, укрытие из ткани над палубой корабля». Следующий принципиальный переворот случился в 1750 году: вошедший в историю в основном благодаря своей небывалой смекалке, англичанин Джонас Хенвей впервые догадался использовать зонт в качестве защиты от неприветливых осадков туманного Альбиона (на самом деле за бедным писателем и путешественником просто не водилось личного экипажа, что, кстати, крайне забавляло более состоятельных джентльменов). В 1873 году соотечественник Хенвея Сэмюэль Фокс получил патент на изготовление складного зонта с металлическими спицами (которые уже вовсю использовались в дамских шляпках и кринолинах), и, таким образом, после десятилетий усовершенствований зонт приобрел, наконец, современный, знакомый нам вид с куполом из прорезиненной ткани и стальным каркасом. В карманы и сумочки практичных граждан он перекочевал уже в новом столетии – именно там спасительную «портативную крышу» чаще всего можно найти и сегодня. В XXI веке каждый из нас легко может подобрать себе зонт по вкусу и средствам: в моде и нестареющие зонты-трости, по-прежнему призванные подчеркнуть элегантность своего обладателя, и компактные модели-автоматы, созданные с учетом новых требований окружающего мира, и, более того, настоящие продукты высоких технологий под прежним округлым куполом. Энтузиасты продолжают работы по модернизации аксессуара, изобретая специальную водоактивную краску, реагирующую на изменения погоды, оснащая зонт метеоприборами, навигаторами и подсветкой или насаживая «крышу» на алюминиевые лямки, крепящиеся к плечам. Судя по всему, будущее «мобильной крыши» окажется столь же много-обещающим, как настоящее и прошлое, – спешите видеть, слышать и пользоваться!