г. Курган
(3522) 46-66-06
ЖУРНАЛ: CherAmi № 1 (66), ТЕМА: Общество

Не врет, не ворует, не пьет

09.03.2017
Не врет, не ворует, не пьет

#курган #челябинск

Алексей Кортнев о первом опыте написания лобовой песни

ТЕКСТ: Елена Тельпиз, Анастасия Мазеина

1 359 275 просмотров, 6 148 комментариев, почти 42 000 лайков, в десять раз меньше дизлайков – к моменту сдачи журнала в печать о клипе «Патриот» группы «Несчастный случай» высказались все, кто хотел. Но тогда, в первые дни появления видео в сети, это был гром среди ясного неба: слишком прямо и очевидно, совсем не свойственно коллективу. Мы спросили у автора и исполнителя песни, лидера и основателя НС, почему он свернул с тех рельсов, по которым шел больше 30 лет. Алексей Кортнев ответил.

- 19 ноября 2016 года вы отметили юбилей в «Крокус Сити Холл». Какие впечатления остались от концерта?
- Хорошие. Это была профессионально сделанная работа, и, судя по отзывам, она доставила большое удовольствие зрителям. Очень жаль, что подобные мероприятия одноразовые. Их невозможно повторять, играть как спектакль. Поэтому многие шероховатости, которые неизбежно возникают при постановке, при первом исполнении любого спектакля или сборного концерта, были – их уже не исправить. Гораздо рентабельнее и правильнее выпускать какие-то спектакли, которые эксплуатируются годами. Тогда все окупается – и моральные, и физические затраты. Но это единственное, что оставляет ощущение небольшой обиды: ну как же так, на 3-4-й раз мы бы сыграли это вообще с совершеннейшим блеском. Но, увы, 3-4-го раза не будет. Но это единственный негатив. И то, повторюсь, это не какое-то разочарование, а больше детская обида на то, что праздник кончился. А так получилось здорово.
- Был полный зал?
- Бывает полнее. Было, как я понимаю, тысячи четыре человек. Мы собирали и больше. Но и этого достаточно. Сейчас люди с довольно большим скрипом ходят на дорогие мероприятия. Понятно почему. Боятся за завтрашний день и экономят, на развлечениях в первую очередь.
- Три дня назад в сеть попал ваш клип «Патриот», сегодня – наверное, часа два назад я смотрела – было 915 000 просмотров.
- Сейчас уже 945 000.
- Будем говорить, почти миллион.
- Я думаю, он наберется довольно скоро.
- Чем вы объясняете такой успех?
- Очевидно, тем, что он актуален и людей волнует эта тема.
- Мне просто кажется, что в действительности патриотов, тех самых, о которых вы поете, больше, чем нормальных людей.
- Я и мои коллеги этой песней, в первую очередь даже не клипом, а песней, хотели обратиться как раз к той части патриотов, которые и не патриоты вовсе. Для меня патриот России – это учитель, который учит детей за грошовую зарплату, медик, который спасает людей, не уезжает никуда, не меняет работу, а выполняет свое предназначение на этой земле и в этой стране. Для меня патриот – мой отец, который проработал на руководящей должности в отделении информатики и вычислительной техники Академии наук СССР. Он отвечал за ввоз всей вычислительной техники, всех профессиональных компьютеров в Советский Союз. Представляете, сколько можно было наварить на этом? Он за всю свою жизнь ни одной взятки не взял. Это, на мой взгляд, и есть патриотизм. Не воровать, не пить, не дебоширить, не позорить свою Родину и звание патриота.
- Судя по клипу, господина Михалкова вы относите как раз к той части патриотов, которых мы заключаем в кавычки...
- Ну почему? У нас все-таки Никита Сергеевич, которого я очень уважаю как художника, выступает модератором. Он, так сказать, взвешивает это на чаше весов, и именно в его уста мы в конце концов вкладываем фразу: «Да никакой патриот». Это не есть патриотизм. Поэтому мне кажется, что человек, похожий на Михалкова в нашем клипе, он как бы над битвой. Демиург.
- Как вы ловко выкрутились)) А ждете какой-то реакции от него?
- Не думаю. То есть нет, если она будет, я с удовольствием поговорю с Никитой Сергеевичем. Мы с ним знакомы, даже работали вместе. Я, правда, никогда не работал актером в его картинах. Но на «Золотом орле» в качестве сценариста выступал не один раз.

- Не хочу, чтобы вы сочли это критикой. Но когда я была на концерте и слушала песню вне клипа, вне изобразительного ряда, мне показалась она чересчур прямой, лишенной художественных достоинств, метафор.
- Да, абсолютно верно. Здорово, что вы подняли эту тему, она для меня интересна. Я по этому поводу уже высказывался, но тем не менее повторюсь. Во-первых, мы имеем право на эксперимент, мы никогда не писали таких лобовых песен. Когда я ее принес... Она вообще была сочинена для сатирической программы «Салтыков-Щедрин шоу» на НТВ. И там, собственно, первый раз и появилась в эфире федерального канала. Но на нее почему-то никто не обратил внимания. Очевидно, все-таки нужно видеоподтверждение для того, чтобы в наши дни песня вызвала интерес. Так вот, принес в группу сначала текст. И говорю: ребята, посмотрите, я понимаю, что это плоскодонка абсолютно, не похожа на все те песни, которые мы прежде писали и пели. Но мы тех песен уже написали и спели 300 штук. Давайте попробуем по-другому поговорить с публикой. Потому что за последние долгие достаточно годы я убедился, что большая часть народонаселения нашей страны не понимают, когда мы говорим красиво.
- У меня по этому поводу возник большой диссонанс. Была на концерте, мне очень понравилось начало, потому что оно было зажигательно, но потом я ждала перехода к песням, не говорю, уже совсем крайний вариант типа «Будды», но хотя бы не к тем, что и так звучат из каждого утюга.
- А какой концерт вы имеете в виду?
- Этот концерт был в Кургане. За последние 1,5-2 года я была на трех ваших концертах. Один в Москве в ЦДХ – Центральном доме художника, второй в Кургане в небольшом ресторанчике...
- Где мы с Сережей вдвоем играли (Сергей Чекрыжов – композитор, аранжировщик, клавишник группы «Несчастный случай» – прим. ред.).
- Да. И третий – в Курганской филармонии, от которого у меня осталось недоумение. Мне казалось, что меня обидели, обманули.
- Это понятно. Дело в том, что публичных концертов в Кургане мы практически никогда не играли. Последний раз был лет так... Я даже не вспомню, когда. Поэтому, приезжая в город, где выступаем редко, мы даем отчетный концерт, показываем публике наиболее популярные песни. Я вас уверяю, что большая часть людей, которые приходят на эти концерты, уйдут обиженными, если не услышат «Генералов песчаных карьеров», «Что ты имела в виду», «Овощное танго», «Снег идет», то есть песни, которые уж точно звучат из утюгов, по вашему же выражению. А вот ЦДХ – совершенно иная история. ЦДХ – это площадка для эстетов.
- Так к вам и идут эстеты. Как раз вот этих патриотов на ваших концертах нет.
- Вот этих нет, конечно. Тем не менее я вас уверяю, я тоже как-то полагал (лет 10 назад я впал в такую ересь), что можно на больших публичных концертах не играть популярные песни, потому что их и так все знают. Какой смысл. Но очень быстро убедился в обратном, потому что люди стали высказывать возмущение, причем массированно, не так интеллигентно, как вы делаете это сейчас, а прямо: «Э, алле! Куда? «Генералов» давай!»
- Что меня примирило с песней «Патриот»: когда я увидела клип, мне стала понятна ее карикатурность, соответственно, стало понятно, почему там нет второго дна, того, что нужно для художественного произведения...
- Что нужно для того, чтобы это стало настоящей песней. Да. В моем понимании, если в тексте песни нет рефлексии, ее не будут повторять. Совершенно. Поэтому «Патриот» – совсем отдельный эксперимент. Это такой subproject абсолютно для нашей группы. Я считаю, что, во-первых, как я уже говорил, а) мы имеем право на такой эксперимент, б) он может быть очень интересен и успешен. И на этом языке тебя понимает гораздо больше народу.
- А вы не боитесь потерять эстетов?
- Нет. У нас по-прежнему есть все то, что мы уже написали, во-вторых, мы продолжаем писать. Это просто не нужно рассматривать как основное русло.

Фото: Григорий Сотников


ТЕГИ:  П?рсона  /  Инт?рвью